+7 (473) 207-24-00

Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях. (методические рекомендации)

Департамент здравоохранения Воронежской области

БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница №1»

 Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях.

(методические рекомендации)

 

Составители:

Зав.неврологическим отделением ОКП БУЗ ВО ВОКБ №1 Т.Л.Есина

Врач невролог ОКП БУЗ ВО ВОКБ №1 А.Н.Шаршова

 

 Воронеж 2015

 

Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях.     

Определение когнитивных функций.

 

Под КФ понимают наиболее сложные функции головного мозга, при помощи которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Данный процесс включает четыре основных компонента:  

1) Восприятие информации

2)Обработка и анализ информации

3)запоминание и хранение информации

4) обмен информацией , построение и осуществление программы действий.

С каждым этапом познавательной деятельности  связана определённая КФ:

- Восприятие (гнозиз)- способность к распознаванию информации, поступающей из органов чувств ( у человека 5 органов чувств - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

-Память – способность запечатлевать    ,сохранять, и многократно воспроизводить полученную в течение жизни информацию.

-Праксис - способность приобретать, сохранять и использовать различные двигательные навыки.

-Речь – способность к вербальной (словесной)  коммуникации (общению) ,которая включает в себя понимание обращённой речи, построение собственного речевого высказывания, чтение письмо.

Управляющие функции -  способность управлять своей познавательной деятельностью и поведением, в том числе самостоятельно ставить перед собой ту или иную задачу и контролировать её выполнение.

        

В качестве самостоятельной высшей психической функции выделяют так же интеллект (мышление) – способность к анализу информации , выявлению сходств и различий, общего и частного, главного и второстепенного, а также способность к вынесению суждений и логических умозаключений.

Развиваются КФ сразу после рождения человека  под воздействием окружающего социума, поэтому семья , родители , учителя , могут значимо повлиять на формирование или недоразвитие важных способностей, всегда индивидуальных  для каждого  человека. КФ не передаются по наследству.

Нарушения когнитивных функций.

Когнитивные нарушения - это ухудшение по сравнению с индивидуальной нормой одной или нескольких из следующих когнитивных функций: памяти, праксиса, гнозиса , речи , мышления или управляющих функций.В основе современной классификации КН лежит, прежде всего, степень их выраженности. Все когнитивные расстройства делятся на лёгкие, средней тяжести и тяжелые.       

Лёгкие когнитивные нарушения. (ЛКН).

При ЛКН страдают такие характеристики когнитивных процессов как скорость обработки информации, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, оперативная память. При ЛКН впервые появляются жалобы на снижение работоспособности, появление рассеянности, снижение концентрации внимания. Память ухудшается преимущественно на текущие события , профессиональная память при этом не страдает. В большинстве случаев, ЛКН имеют обратимый характер и, при назначении своевременной адекватной терапии, оптимизации образа жизни и трудовой деятельности , они проходят, но при игнорировании данных нарушений, они могут прогрессировать.

Умеренные когнитивные нарушения. (УКН)

УКН имеют различную природу своего возникновения и не связаны с возрастными изменениями головного мозга. Нарушения при УКН, которые весьма явно выходят за рамки возрастной нормы,при этом не ограничивают  самостоятельность и независимость человека,то есть не вызывают дезадаптации в повседневной жизни. Современные диагностические критерии УКН заключаются в следующем:

1). КН по словам пациента или его родственников.

2) Нейропсихологическое подтверждение КН (тестирование).

3) Ухудшение когнитивных способностей по сравнению с недавним прошлым (явное ухудшение, о  котором говорят и пациент и родственники и тесты ).

4) Отсутствие выраженных нарушений повседневной активности.

5) Отсутствие деменции.

Умеренные  КН имеют различную природу своего возникновения и не связаны с возрастными изменениями головного мозга.

Тяжелые когнитивные нарушения.

Деменция (слабоумие) означает наиболее серьезные изменения, которые приводят к возникновению дезадаптации в повседневной жизни. Деменция – это синдром, при котором происходит деградация памяти,мышления, поведения, понимания речи и способности ориентироваться в месте ,времени и собственной личности, а так же выполнять простые ежедневные действия.При деменции человек нуждается в  постоянной посторонней помощи и уходе. Это серьезная социальная трудность. Чаще всего, деменция развивается медленно,являясь исходом достаточно длительного (обычно многолетнего ) прогрессирования менее тяжелых когнитивных нарушений.Искючение составляет деменция в результате инсульта «стратегической» для когнитивой деятельности локализации.Инсульт в этих случаях носит характер «последней капли», которая декомпенсирует уже имеющиеся нарушения

        

Причины развития когнитивных нарушений.

Всего существует несколько десятков болезней и состояний,в рамках которых развиваются когнитивные расстройства. К таким болезням относятся как первичные заболевания головного мозга, так и различные соматические, неврологические и психиатрические расстройства. Основные причины когнитивных нарушений:

1)Нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, Паркинсона, хорея Гентинктона,другие дегенеративные заболевания.

2) Сосудистые заболевания головного мозга ( инсульты ишемические , геморрагические ,хроническая ишемия мозга).

3) Смешанные ( сосудисто- дегенеративные) когнитивные нарушения.

4) Дисметаболические энцефалопатии.

5) Нейроинфекции и демиелизирующие заболевания.

6) Черепно-мозговая травма.

7) Опухоль головного мозга.

8) Ликвородинамические нарушения.

Лечение когнитивных нарушений.

 

Группа

Препараты

Производные пирролидона (рацетамы)

Пирацетам, луцетам, ноотропил

Препараты усиливающие холинергические процессы

Амиридин, глиатилин, такрин, церетон, церепро

ГАМК-ергические препараты

Пантогам, пикамилон, фенибут

Глутаматергические препараты

Глицин, мемантин

Нейропептиды и их аналоги

Церебролизин, семакс, кортексин

Антиоксиданты и мембранопротекторы

Мексидол, пиритинол, меклофеноксат, нейрокс

Препараты гинкго билоба

Билобил, танакан, мемоплант

Блокаторы кальциевых каналов

Нимодипин, циннаризин

Церебральнные вазодилататоры

Винпоцети, ницерголин, инстенон 

Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE)

ОЦЕНКА (баллы)

  1. 1.                Ориентировка во времени:
    Назовите дату (число, месяц, год, день недели,время года)____________________0-5
  2. 2.                Ориентировка в месте:
    Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, комната)_______________0-5
  3. 3.                Восприятие:
    Повторите слова: лимон, ключ, шар________________________________________________0-3
  4. 4.                Концентрация внимания:
    Серийный счет («от 100 отнять 7») – пять раз___________________________________0-5
  5. 5.                Память:
    Припомните 3 слова (см. п. 3)_______________________________________________________0-3
  6. 6.                Речь:
    Называние (ручка и часы)___________________________________________________________0-2
    Повторите предложение: «Никаких если, и или но»____________________________0-1
    3-х этапная команда:
    «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол»___________________________________________________________________________________0-3
    Чтение:
    Прочтите и выполните «Закройте глаза»________________________________________0-1
    Напишите предложение____________________________________________________________0-1

    Срисуйте рисунок

    Общий бал________________________________________________________________________0-30

Подведение итогов по количеству набранных баллов.

  • 28-30 баллов – нет нарушений когнитивных функций или легкие когнитивные нарушения
  • 25-27 баллов – умеренные когнитивные нарушения
  • 20-24 балла – деменция легкой степени выраженности
  • 11-19 баллов – деменция умеренной степени выраженности
  • 0-10 баллов – тяжелая деменция.

Список используемой литературы:

  1. Захаров В.В., Яхно Н.Н. «Синдромы нарушений высших психических функций»;
  2. Гусев Е.И., Боголепова А.Н. «Когнитивные нарушения при цереброваскулярных заболеваниях»;
  3. Дамулин И.В. «Болезнь Альцгеймера и сосудистая деменция»;
  4. Шишкова В.Н. «Когнитивные нарушения – универсальный клинический синдром в практике невролога, терапевта и кардиолога».